TY - JOUR TI - Обучение ведет за собой развитие. Куда? T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - триада учебного диалога KW - репродуктивная направленность KW - система образования AB - Ответ на вопрос, вынесенный в заглавие, дается на основании анализа минимальных единиц предметного взаимодействия ученика и учителя на уроках, построенных в двух разных образовательных традициях. Показано, что система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова стимулирует поисковые усилия школьников, снижая установки на репродуктивное действие, тогда как традиционная школа поддерживает репродуктивный способ действия, снижая направленность детской активности на самостоятельный поиск решения задач. Иными словами, любая образовательная система психическому развитию ребенка одновременно способствует и препятствует, т. е. обучение всегда вносит в развитие асимметрию, выявляя в большей или меньшей степени одни возрастные возможности детей и оставляя без поддержки другие. AU - Г. А. Цукерман UR - https://archive_vo.hse.ru/2010--1/26548240.html PY - 2010 SP - 42-89 VL -